В Центральной библиотеке им. Л.А.Малюгина 27 февраля прошла беседа «Великие российские ученые и их открытия», приуроченная ко Дню российской науки.
Ведущий библиотекарь по работе с юношеством Таисия Зиберт рассказала семиклассникам школы им. академика В.Ф.Уткина об основоположниках российской науки. Среди знаковых изобретений, которые вывели ее в число мировых лидеров – парашют и противогаз, радио и телевидение, периодическая система химических элементов, фотосинтез и лазер, наркоз, витамины и высокооктановый бензин, лучшие в мире подводные лодки, компьютерные томографы и многое другое.
Знакомство школьников с когортой великих ученых началось с личности первого русского естествоиспытателя, химика, физика, астронома, поэта, основателя русского литературного языка Михаила Васильевича Ломоносова.
В ходе беседы дети узнали об открытиях выдающегося химика Д.И. Менделеева, великого русского биолога И.П.Павлова, основоположников русской авиации и космонавтики Н.Е.Жуковского и К.Э.Циолковского.
Одна из тем разговора – русские ученые, эмигрировавшие на Запад и добившиеся там больших успехов. В их числе – авиаконструктор И.И. Сикорский; летчик-испытатель, создатель предприятия по выпуску истребителей и самолетов-амфибий А.Н. Прокофьев-Северский; один из изобретателей современного телевидения В.К. Зворыкин; автор громкого научного открытия – получение бензина из конденсата нефти – В.Н. Ипатьев.
Ведущая встречи рассказала об истории вручения Нобелевской премии за выдающиеся научные исследования и изобретения, большой вклад в культуру или развитие общества; ее учредителе Альфреде Бернхарде Нобеле – шведском инженере-химике, самое из известных изобретений которого – динамит.
Интерес участников мероприятия вызвал тот факт, что лауреатами Нобелевской премии в разные годы становились российские ученые: И.П. Павлов, И.И.Мечников, Н.Н.Семенов, П.А.Черенков, Л.Д.Ландау, П.Л.Капица и др.
Дети также ознакомились с достижениями современников – Жореса Алферова, Григория Перельмана, Андрея Гейма и Константина Новоселова.
Мероприятие сопровождалось электронной презентацией, иллюстрировавшей рассказ библиотекаря, показом документального фильма об И.П. Павлове и обзором книжной выставки «Этюды об ученых».
Учащиеся, продолжая беседу, активно включились в разговор. Они высказывали мнения о причинах «утечки умов» из страны, свое отношение к этому явлению, размышляли о возможных методах, способных остановить этот процесс. Ребята рассуждали о величайших научных загадках (увеличении продолжительности жизни человека, существовании во Вселенной братьев по разуму, создании вакцины от СПИДА и др.), которые волнуют все человечество и могут быть решены в недалеком будущем.